Суббота, 19.09.2020, 07:02
д.35, ул.Куйбышева, г.Оханск, Пермский край, 618100 | Тел.: +7 (34 279) 3-13-51 | E-mail: aorai@list.ru; adm-omr@mail.ru      Приветствую Вас Гость | RSS
Меню сайта

Поиск по сайту:
Архив новостей
Статистика

Онлайн всего: 2
Гостей: 2
Пользователей: 0

Старинный Оханск

 

Материал предоставлен Оханским краеведческим музеем и методистом МБУ ДПО «ММЦ» Е.Н.Болотовой.

Материал хранится в фондах музеев «Старина Оханская» и Оханском краеведческом музее.

Современные фотографии - А. Н. Косых, старинные фотографии 1913-1917 годов – Пермяков Яков Николаевич.

Фото №1. Карта города 1913 года  

Современному городу Оханску, получившему статус уездно­го города 27 января 1781 года, в 2016 году исполнится 235 лет, а в 2017 году исполнится 370 лет со дня появления Оханского поселения (по переписи 1647 года, сделанной – воеводой Елизаровым по велению графов Строгоновых).

Рассмотрим карту города 1913 года (Фото №1). Северной окраиной городка была река Кама. На юге границей служила улица Южная - сейчас Пионерский проспект, на востоке – Восточная – сейчас улица имени  Ульяны Громовой, на западе – Западная – сейчас улица Серова. Дальше этих границ город не мог расширяться, так как, к нему вплотную подходили поля  крестьян Притыкинской волости. К 1913 году в городе проживало 2503 человека мужского и женского пола. Из этого числа жителей 1200 человек зани­мались земледелием, 122 - кустарным и ремесленным делом, 92 - содержали лавки и занимались торговлей, 190 человек были чиновниками, 16 человек - церковнослужителями. В го­роде было создано общество потребителей, ссудо-сберега­тельное общество, 34 торговых предприятия, несколько па­ровых лесопилок и мукомолен. Почти 100 лет назад в городе было 32 каменных дома и 5 полукаменных. И как всегда, в центре такого огромного уезда развивалась торговля.

Фото №2. Базарная церковь, 1914 г.

Фото №3. Базарная церковь, 1934 г.

Фото №4. Базарная церковь – Культурно-досуговый центр, 2008 г.

  На месте современного стадиона находилась  базарная площадь, на ней располагалось много лавок. Здесь проходили ярмарки. Четыре раза в год сюда съезжались местные купцы и купцы из других городов. Стекался народ и с окрестных деревень: кто-то хотел что-то продать, а кто-то что-то купить. Самый различный товар, от пуговиц до дорогих ковров, привозили купцы. После удачной торговли и продавцы, и покупатели ставили свечи, благодарили Бога,  и поэтому решено было на базарной площади поставить церковь. Из отчета о состоянии церквей Оханского уезда за 1913 год: «Церковь заложена в 1910 году. Названа она во имя Серафима Саровского, строится хозяйственным способом, по преимуществу купечеством и мещанами сего города…»

К 1917 году эта церковь была построена, но так и не была освящена. В советское время здание передавали под гостиницу, овощесушильный завод, кинотеатр, затем церковь  была приспособлена под Оханский районный Дом культуры. В наше время эта церковь известна в нашем городе как «спрятанная» церковь, которая так и не служила по своему назначению. (Фото № 2, № 3, № 4)

 На стадионе стоит красивейшее здание города, где расположился Центр детского творчества (Фото № 5). Здание было построено в 1908-1909 го­дах. Трехэтажный каменный корпус выстроили для реального училища, которое не помещалось в старое здание по улице Пермской (Ленина). В послереволюционный период здесь располагалось педагогическое училище, педагогический институт. Во время Великой Отечественной войны – помещение занимал военный госпиталь. В конце прошлого века здание было отдано под Детский дом.

 Рядом с Центром детского творчества на улице Средней (Красная) находилось здание пожарной части (Фото № 6). Молодежью города была организована добровольная пожар­ная дружина. Одновременно они развернули художественную самодеятельность. Начальник пожарной охраны написал сце­нарий повести Н.В.Гоголя "Тарас Бульба". Режиссерами спектакля были учитель Бурцева Т.К. и агроном Радченко Д. Г. Завоевав популярность у зрителей, пожарная дружина проводила свои праздники. На городской площади уездный исправник принимал парад. Затем давалось показательное тушение пожара, ставился спектакль, заканчивалось все танцами и народным гуляньем. На эти праздники приезжали люди со всего уезда, не менее, чем на религиозные.

 Присутственный дом (Фото № 7). В здании располагалось присутственное место. Сидящие здесь чиновники принимали жалобы от горожан, помогали решать различные бытовые и трудовые вопросы. Улица была названа Присутственной, в честь этого учреждения.

Фото № 5. Центр детского творчества Фото № 6. Пожарная Фото № 7. Присутственный дом

    

Рядом с базарной площадью (стадионом) на улице Присутственная (Волкова) находились мастерские Каменских Д.Ф. (Фото №8), под началом которого работало 50 учеников.

По данным 1897 года в Оханске был развит столярный промысел, носивший исключительно ремесленный характер. Работа столяров ограничивалась удовлетворением спроса местного населения в необходимых предметах домашнего оби­хода, как например, оконные рамы, мебель и т.д. поэтому они всегда работали по заказу горожан или соседних крестьян, «для сбыта же на базарах ничего не производи­лось». Сейчас здесь расположена районная библиотека (Фото №9).

Фото № 8. Мастерские Каменских Д.Ф.

Фото № 9. Библиотека

 Кладбищенская, тюремная церковь имени святого Александра Невского (Фото 10, 11). Основана церковь имени святого Александра Невского в 1891 году. В ней разрешалось молиться людям, идущим на каторгу в Сибирь, поэтому ее называли тюремной. Строительство церкви велось при помощи населения, и в основном купцов и мещан города. Тюремная, кладбищенская церковь Александра Невского стояла на углу улиц Пермская и Кладбищенская (Ленина и Громова), представляла из себя, красивейшее бело-голубое здание, построенное из дерева. Недалеко от церкви– острог, где ночевали каторжане, идущие по тракту в Сибирь. Сейчас здание острога для каторжан - простое жилое помещение.  Церковь  была построена за территорией  тюрьмы, при новом  городском   кладбище, ее посещали и горожане, которые входили  в  церковь  через главный вход по паперти. А для арестантов был предназначен  специальный вход сбоку здания. Каторжане заходили внутрь церкви по балкону и  были не видны тем, кто молился там. Таким образом, арестованные не могли общаться с горожанами.

Александро-Невская кладбищенская церковь была закрыта постановлением Пермского облисполкома в августе 1939 г. Здание ее первоначально передали детской технической станции, затем, после реконструкции, отдали в ведение клуба Оханской швейной фабрики. После того, как была снесена колокольня и убраны купола, здесь располагался Дом Культуры, затем клуб «Швейник». Здание Александро – Невской церкви было передано общине верующих только в 1990 г. Православные прихожане уже приступили к ремонту здания церкви, но в мае того же года  деревянная церковь сгорела.

В наше время место, где стояла церковь заросло кустами, и известно оно в городе как место «жаркое» (рядом была городская баня), «веселое» (в клубе «Швейник» проходили танцы) и «грустное» (в честь исчезнувшей кладбищенской, тюремной церкви имени святого Александра Невского – намоленное место).

Фото № 10. Кладбищенская, тюремная церковь имени святого Александра Невского

Фото № 11. Церковь имени Александра Невского 1913 год и здание острога

По городу Сибирский тракт проходил по улицам Пермской и Успенской (Ленина и Советская). Старый Казанский тракт приводился в порядок и от Перми был проложен дальше в Западную Сибирь. В этот период наблюдается оживление и увеличение торговли, ежегодно по тракту провозили до трех миллионов пудов товара. Тракт улучшил связь Перми с дру­гими городами. Средством передвижения по тракту были только лошади, в городе была открыта ямская станция. Зи­мой и летом тракт обслуживали крестьяне, ежегодно перево­зя до 20 тысяч пассажиров.

В первой половине 19 века, когда революционные выступ­ления всколыхнули Россию, напуганное политической активностью царское правительство отправляет в сибирские ссылки революционеров. Через Оханск в 1821 году проследо­вали в Сибирь солдаты Семеновского гвардейского полка; в августе 1826 года - 121 человек декабристов, сосланных за восстание на Сенатской площади в Петербурге. В 1827 году через Оханск за мужем в Сибирь, проехала Мария Волконс­кая, везя в далекое Забайкалье послание А.С.Пушкина своим друзьям-декабристам. "Во глубине сибирских руд". Волконс­кая встретилась в Оханске в назначенное время с М.И.Пушкиным (братом друга А.С.Пушкина И.И.Пущина). В мае 1835 года через Оханск проехал знаменитый русский публицист и писатель А.И.Герцен. В Оханской пересыльной тюрьме вместе с петрашевцами, сосланными в Сибирь, был в 1849 году Ф.М. Достоевский. Для колодников, следующих через Оханск, была построена тюрьма с четырьмя отделениями. Ежегодно по тракту прогоняли до 18 тысяч арестованных.

Фото № 12. Дом купца на улице Пермской.

Фото № 13. Улица Пермская (Ленина), 1913 год Фото № 14. Дом купца на улице Елизаветинская (Первомайская)
Фото № 15. Дом купца на улице Елизаветинская (Первомайская) Фото № 16. Дом купца на улице Елизаветинская (Первомайская)

Фото № 17. Улица Елизаветинская (Первомайская), 1914 год

 22 сентября 1848 года в городе открылось первое учебное заведение - одноклассное мужское приходское училище Ми­нистерства народного просвещения (Фото №18). В первый год его су­ществования в училище поступило 28 человек. В 1909 году реальное мужское училище переехало в новое трехэтажное здание, так как места в этом здании уже не хватало.

В доме по улице Пермская (Ленина) находился народный театр, в советское время – начальная школа, затем детский сад № 4. Цель создания народного театра - развитие и внедрение культуры в мас­сы. Была создана особая земская "передвижная группа" ис­полнителей для обслуживания населения города и близлежа­щих селений спектаклями по дешевой расценке. Городским жителям были поставлены спектакли: "Не все коту маслени­ца", "Счастливый день", "Женитьба Белугина", "Рыбаки" и другие.

 

Фото № 18. Реальное училище, 1914 год Фото № 19. Детский сад №4 Фото № 20. Успенский собор, 1917 год

Профессор Пермского госуниверситета Г.Н.Чагин назвал Успенский собор (Фото № 20) жемчужиной Оханска. Красивейший белоснежный собор, похожий на корабль стоит на высоком берегу реки Камы. Еще с начала появления города здесь стояла деревянная Успенская церковь. Эта церковь осталась городу от монастыря, к концу 18 века она обветшала. До начала XIX в. на месте собора стояли две деревянные церкви в честь Успения Божией Матери и соловецких монахов Зосимы и Савватия. Одними из основателей монастыря и были соловецкие монахи, которые бежали на Каму от расправы царя после восстания в монастыре. Новая каменная Успенская церковь была заложена в 1820 году с двумя приделами: в холодном основном здании – придел во имя Успения Пресвятой Богородицы (освящен 22 ноября 1830 г.) и в теплом храме – придел во имя преподобных отцов Зосимы и Савватия -  Соловецких чудотворцев (освящен 28 сентября 1825 г). Строилась церковь на средства прихожан и была закончена в 1829 г.

В открытии храма участвовал Чайковский В.П., один из первых Оханских градоначальников, герой войны с Наполеоном 1812 года, гуманный прогрессивный деятель 19 века, родной дядя великого русского композитора Чайковского П.И.. Он был погребен в г.Перми у стен храма Всея Святых. В 1904 г. Оханская церковь во имя Успения Божией Матери была переименована в Успенский собор. Успенский собор имел сложную композицию, отличающуюся целостностью, монолитностью и одновременно, изяществом. Высота Успенского собора со шпилем колокольни достигала 47 метров. Купола виднелись за 30 километров. Зелено-голубые, они сливались с цветом неба. Кресты были позолоченные. Сам храм был белоснежным (его белили 2 раза в год). Ограда из художественного литья. В черную окантовку вварены желтые и оранжевые цветы. Вход с колоннами. Дальше паперть. Открывается дверь – иконостас (был очень богато украшен золотом, серебром). Вверху красивые большие люстры бронзового литья. Собор в честь Успения Божией Матери был главным храмом Оханского уезда, который простирался от Бабки и Ножовки (Частинский район) до Хохловки, Сивы и Карагая, т.е. охватывал территорию 11 нынешних районов Пермского края.

С 1940 г. по 80-е гг. XX в. в храме разместились цеха промкомбината Очерского леспромхоза. Здесь делали мебель. Работали станки. Часто бывали пожары и даже взрывы. Все это способствовало разрушению собора. В годы войны в храме изготовлялись приклады к винтовкам и автоматам, финские лыжи, телеги  и сани. После Великой Отечественной войны предприятие изготовляло мебель: шифоньеры, комоды, тумбочки, диваны и т.д. В середине 90-х годов прошлого века собор был заброшен, лишился трети колокольни, металлической крыши, утерял окна и двери. Рядом с собором было кладбище,  располагалось оно вдоль берега. Там до советских времен хоронили  знаменитых людей города и священнослужителей.  У могил день и ночь горели лампады. Были установлены мраморные памятники. Во времена советской власти кладбище было разрушено, надгробия вместе с могилами были свалены тракторами в овраг, на его территории долгое время пасли скот.

Почти 20 последних лет собор пустовал, так как никто не брался за ремонт и реконструкцию здания. Восстанавливать Успенский собор начали в августе 2007 года. Организатор восстановления Ширинкин Александр Викторович, судья в отставке, краевед–любитель,  признан победителем конкурсов «Человек года – 2001» и «Человек года – 2007». Весь город принимает участие в восстановлении храма.

 

Фото № 21. Казначейство и Успенский собор, 1914 год

Фото № 22. Разрушенный храм Фото № 23. Успенский собор, 2014 год

Рядом с собором во времена Гражданской войны проводились расстрелы и казни тех, кто мешал советской власти. Массовый расстрел офицеров и казнь священнослужителей произошли, когда к городу подходили войска Колчака. Священнослужителей топили в проруби в Каме, привязав к ногам железные кровати. На месте расстрела царских офицеров, жандармов и полицейских  установлена часовня в честь Новомучеников и исповедников Земли Российской (Фото № 24). С восстановлением собора связано несколько легенд, в том числе – явление Божией Матери перед собором.

Через дорогу от Успенского стоит дом протоирея Знаменского (Фото № 25). Александр Иванович Знаменский имел большой авторитет   в  губернии: он был депутатом Пермской Думы. После революции пришлось бежать вместе с Колчаком в Сибирь, чтобы не попасть под репрессии. По дороге, уже за Уралом  в поезде начался тиф. Александр   Иванович  и его жена – Аппинария, заболели и умерли. Но поезд не останавливался для похорон, так как его преследовали войска Красной армии. Пришлось завернуть их трупы в простыни и спустить с идущего поезда прямо на снег. Вместе с родителями ехали четыре дочери. Им удалось доехать до Новосибирска. Но трое из них – Августа, Екатерина и Мария вскоре умерли. Осталась одна Вера. Сын протоирея Знаменский Александр Александрович окончил императорскую капеллу в Петергофе. Ему было присвоено звание дворянина. Он был композитором и прекрасно пел. В Оханске до революции была своя опера. Когда семья переехала в Оханск, Александр Александрович  пел в театре, который располагался на углу улиц Красная и Кирова, назывался Народным домом, здание это сгорело в 1919 году. Был дружен с Дягилевым, который бывал у него в гостях в Оханске. В Гражданскую войну был призван в Красную армию. С одним из отрядов Красной армии преследовал отступающую армию Колчака.

Первое каменное здание, построено в 1800 году для казначейства Оханского уезда (Фото № 26). В советское время был банк, затем спортивный зал коррекционной школы.

 

Фото № 24. Часовня в честь Новомучеников и исповедников Земли Российской, 2012 год
 

Фото № 25. Дом протоирея, 2014 год Фото № 26. Казначейство

 В здании располагалось земское управление Оханского уезда и  сельскохозяйственный музей, ос­нованный в 1906 году (Фото № 27). Первоначально это был сельскохо­зяйственный музей-выставка. Целью его создания являлась пропаганда новых начинаний в земледелии, животноводстве и в быту. В музее были представлены новые модели машин и орудий, скотных дворов и маслобойных заводов, об­разцы семян растений, ветеринарные инструменты и так да­лее. До 1912 года музей устраивал выставки, а с 1912 года стал краеведческим (научно-историческим) и разместился в двух комнатах уездной управы. Просуществовал музей до 1927 го­да.

1 сентября 1901 года в городе открылась трехклассная женская гимназия (Фото № 28). Ее порог в этот год перес­тупили 45 учениц. В августе 1905 года гимназия стала се­миклассной, а в 1906-м - восьмиклассной. Выпускницы гимназии работали учителями во многих школах уезда. Учениц набирали в деревнях, среди способных детей. Обучались они на средства меценатов. В советское время в здании располагалась восьмилетняя школа, затем коррекционная школа.

 Оханский острог – магазин «Россия» (Фото № 29). Здание было построено для острога (тюрьмы) для жителей Оханского уезда. Камеры располагались в подвальных помещениях.

Фото № 27. Земская управа – Строгоновский колледж Фото № 28. Женская гимназия – Коррекционная школа Фото № 29. Оханский острог – магазин «Россия»

               

Интернет-приемная ПК
Карта городского округа
Погода
Яндекс.Погода
СМИ
Федеральные сайты
Региональные сайты
Фонд капитального ремонта в Пермском крае в социальных сетях

Письмо администратору сайта | Администрация Оханского городского округа © 2011